Мы беседуем с лидером
группы \"Последние танки в Париже\",
или как они себя называют, \"ПТВП\",
и первый вопрос напрашивается сам:
Почему ПТВП?
Знаешь фильм Бертолуччи "Последнее
танго в Париже"? Этот фильм
раскрывает историю постмодернизма.
После революции начинался
постмодернизм. А сейчас он закрыт, в
90-х годах. Нет его. Танки - это как бы
расстрел постмодернистской
реальности.
Так сложно?
Или другая версия: "ПТВП" может
переводиться по-разному - например,
ПроТиВоПоказан. Это не
принципиально.
Твое отношение к фестивалю.
Мания величия у всех, у всех
музыкантов.
У тебя берут автографы,
фотографируются с тобой. Ты
ощущаешь себя \"звездой\"?
Я? Звездой? Да! Звездой себя ощущаю. Я
не ощущаю себя музыкантом. Я понимаю,
что как музыкант я достаточно слаб.
С вокалом вообще - труба. Но я знаю
точно, что у меня есть некоторые
визуальные данные, у меня есть та
самая энергия, которая нужна этим
ребятам.
То есть, ты считаешь, что главное -
энергия?
- Нет, я так не считаю. Для меня как
для русского поэта главное - текст.
Видишь, я в куплетах сейчас на
гитаре практически не играл. Меня не
устраивает ситуация, в которой
литература занимает подпольную
позицию. Она стала сейчас как своего
рода хобби, как собирание марок.
Меня не устраивает эта ситуация. Я
хочу ее изменить. Я пытаюсь это
сделать.
И для тебя создание группы -
средство донести поэзию?
Мне не нравится слово "поэзия".
Литература. Текст. И потом, почему
"для меня"? Почему ты все время
говоришь "Я"? Если бы не Егор и
Вельмита, я бы не смог настолько
выражать свои идеи. Ритм-секция - это
на самом деле очень важно. Такая
пошлая фраза: "Барабанщик - сердце
группы", но для меня это реально. А
Егор - он же как бы деловой парень, да?
И он добавляет нам ответственности,
это очень важно. Вот Коля Бенихаев, -
так с ним все здорово было. Лично для
меня - он лучший гитарист в Выборге.
Ты придаешь большое значение
текстам. Какую литературу ты
читаешь, что считаешь важным для
себя?
Набоков, естественно. Это была
счастливая случайность. Я случайно
попал на эти набоковские штуки. Я
могу просто назвать имена: Набоков,
Верлен. Частично - Достоевский, как
это не смешно. Но меня не устраивает
в нем эта русская идея поиска сути,
найти которую практически не
реально. Выхода-то - нет. В этом я
согласен с французскими
экзистенциалистами.
А что касается моих приоритетов -
Набоков, опять же, Марсель Пруст,
Джойс, Маяковский, Аполлинер.
В кино - от Гринуэя я сейчас просто
без ума. Но это - Набоков в
кинематографе.
А сейчас, реально, у тебя есть
время читать?
Да, я все-таки читаю. Если начинаешь
себя чем-то занимать вне дома,
бежишь, как известно, за чем-нибудь.
И я читаю все книги подряд… Сейчас -
"Пищу богов" Маккены. Я так же
отношусь к социуму, как этот человек.
Я когда прочитал, - был удивлен,
думал, что это чисто мое понимание.
Что ты думаешь о рок-н-роле в
России?
Мне не нравится это слово. Что такое
"рок" по понятиям массового
слушателя? Это волосатые пиплы,
вылезающие на сцену и играющие
тяжелый блюз. Это сейчас
действительно смешно выглядит. Это
не отвечает реальности. Сейчас
время ускоряется, и растягивать эти
блюзы…У нас песни - полторы минуты,
максимум. Когда я выхожу на сцену и
вижу 20-30 человек, понимающих, что я
делаю, может быть это провинциально
звучит, но для меня этого достаточно.
Я последние полгода говорю "спасибо"
после каждой песни.
Ты говорил, что собираешься уехать
в Амстердам. Почему возникла такая
идея?
Это же русская тема, тема ухода. Из
иностранцев мало кто это сделал. А
сделали - Гоген и Рембо. В этом есть
ощущение подвига. Того самого, про
который написана книга Набокова "Подвиг".
Я хочу сказать, тема ухода вот эта -
очень важная для меня. Я этот
экзистенциальный смысл переношу на
реальные вещи. Ведь надо что-то
делать. В тридцать лет стоять на
сцене, что-то петь - это смешно. А мне
уже - двадцать пять.
Как? В тридцать лет быть
музыкантом - смешно?
В современной поп культуре - да.
Вообще, все это искусство, я пришел к
выводу, - макароны. Да, конечно, я
понимаю важность искусства, но тем
не менее, оно продается, как
спагетти.
Ты занимаешься революционным
искусством и подозреваешь, что все
это - макароны. Ты циничен в этом
отношении?
Я объективен, как мне кажется. Мне не
хочется строить иллюзий.
То есть твоя революция - спагетти.
Тогда - зачем?
На меня очень повлиял Эдик Старков
("Химера"). Это и есть ведение
"войны между телом и душой". Я
реально оцениваю ситуацию, я
понимаю, что все это выглядит смешно
у нас, на нашем уровне, но ничего
поделать с собой не могу. Я уже
говорил, 20-30 человек, которые от меня
что-то получили - меня это
устраивает. Если бы меня это не
устраивало, честное слово, я бы не
играл.
Как ты будешь относиться к тому,
что сделал лет через пятнадцать-двадцать?
Не знаю. Вот Рембо написал свои
стихи до восемнадцати лет и уехал
куда-то, по странам… Ему было
тридцать пять, к нему пришли ребята
из какой-то газеты. Там возрождение
началось, все стали его цитировать.
Ему говорят: "О, ты же монстр, ты
написал такие стихи!". И знаешь,
что он по этому поводу сказал? Он
сказал: "Я не хочу об этом
говорить. Это нелепое,
омерзительное ребячество".