С панком в стране
напряженка. Постепенно загибается
сама стилевая эстетика. Те единицы,
у которых присутствует история
популярности утратили идею в угоду
заработку или имиджу. Как всегда
остаётся надежда на новое поколение.
Оглядываешься по сторонам с тоской
во взоре, гораздо чаще, чем хотелось
бы приходится констатировать факт
полной инфантильности в творчестве
и дешевых понтов в имиджевом
проявлении. Ирокез, крашеный
аптечной зелёнкой, становится
сродни театральному резанию вен, а
кулон \"анархия\" из магазина \"Рок-культура\"
- путеводной звездой
провинциального поэта. Но именно из
провинции в последнее время всё
чаще приходит что-то интересное. К
его числу относится и группа из
Выборга ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ.
ПРИВЕТ ИЗ ГОРОДА ГУМБЕРТОВ
Выборг, если отбросить исторические
достопримечательности и близость
границы с Финляндией, - типичный
провинциальный город, где каждый
второй молодой человек считает себя
поэтом или художником, где чем
моложе girlfriend, тем это престижнее,
где если не стимуляторы, то водка -
единственный побег из реальности.
Два-три кабака, городские
аттракционы в центральном парке и
набережная. В этой безнадёге обычно
берёт начало креативная личность. И
группа ПТВП, лидером которой
является Алексей Никонов, - не
исключение.
Официально группа существует с 1996
года, и успела выпустить три альбома.
Популярность музыкантов в Питере
начала заметно расти после того, как
на них обратил благосклонный взгляд
Андрей Владимирович Тропилло. За 6
лет группа поднаторела в клубных и
фестивальных выступлениях. На
концертах звучит вполне
отрепетированная программа,
произвольно прерываемая
декламацией Алексеем своих стихов.
И если он в ударе, то вполне может
завести публику с пол-оборота, -
благо артистичен от природы. Из
созданного им образа, Никонов,
похоже, редко выходит даже в жизни. В
лучших традициях отечественного
панка, в перерывах между коньяком,
девушками, музыкой и стимуляторами
он почитывает Шпенглера и Троцкого,
может позволить себе вставить в
одну из песен цитату из Камю, а также
сочиняет истории в стиле Берроуза (хотя
самого Уильяма С Б считает торчком,
а битников терпеть не может). Кроме
того, он пишет талантливые \"народные\"
тексты и любит рассуждать о
постмодернизме.
ПЕРВЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПОЭТА
Лёша, я слышала, что существует
четыре варианта расшифровки ПТВП.
Ты можешь их обнародовать?
Алексей: Все говорить или только
умные? Хорошо, все, кроме Путина.
Путин уже не катит. Есть ещё вариант
ПОШЛА ТЫ В ПИЗДУ. А если серьёзно, то
группа раньше называлась ПОСЛЕДНЕЕ
ТАНГО В ПАРИЖЕ. У нас был барабанщик,
Рэтд. Он был лидером группы ХИМЕРА.
Нам повезло, что он тоже с нами играл.
Рэтд однажды сказал: \"Парни,
давайте называться ПОСЛЕДНИМИ
ТАНКАМИ\". Что мы и сделали. Ещё
одно объяснение есть. Фильм
Бертолуччи символизировал собой
конец революции 1968 года -
разочарование ситуационизма. Моя
задача как поэта - не то чтобы этот
ситуационизм возродить, но сделать
на постмодернистском фарше нечто
подобное. Я знаю, как нельзя, но не
очень хорошо разбираюсь, как можно.
Я знаю, как надо в поэзии. Но как надо
в идеологии, я ещё до конца не
сформулировал. Когда мне будет 32,
тогда мы и поговорим.
\"ГЕКСАГЕН\" КАК СИМУЛЯТОР
ГЕКСОГЕНА
Алексей: Наш первый альбом
назывался \"Девственность\",
хотя его с трудом можно назвать
альбомом. Он шумовой и очень грязный.
Второй альбом \"Порномания\"
выпущен в 1999 году при помощи пацанов
из группы АЭРОПЛАН, и третий, \"ГексАген\"
выпущен в 2001 году. Сейчас его можно
достать на дисках.
А первые альбомы - раритеты?
Алексей: Нет, почему, их тоже можно
достать. Тот, кто слушал первый
альбом, должен ходить с ирокезом и в
грязных носках. А тот, кто слушал
последний, должен читать Шпенглера
и Хайдеггера.
Ваш стиль называют глэм-панком.
Почему?
Алексей: Вообще-то, мы называемся \"спагетти-панк\".
Это аллюзия на Сержио Леоне. Он
снимал спагетти-вестерны. Это было
массовое искусство. Именно потому,
что наш панк массовый, мы называемся
\"спагетти-панк\". Кроме того, в
этой панковой форме мы несём
совершенно противоположную идею,
чем та, которая закладывается в этот
стиль. Я не занимаюсь сложными
социальными проблемами в текстах.
Но это долго объяснять. Проще
сказать так: мы все разноцветные и, в
общем-то, не грязные парни. Как
говориться, по одёжке встречают, по
уму провожают. А мы хотели бы, чтобы
нас встречали и по одёжке, и по уму.
Потому и глэм-панк. Хотя это спорный
термин.
Да, \\"по уму\\" - это хорошо. Тем
более, что песня \\"Чиво-чиво\\" -
очень концептуальная вещь.
Алексей: Между прочим, очень
сложный текст, если рассматривать
его с точки зрения семиотики.
Некоторые записывают на бумажке, и
учат его как Пушкина. \"Чиво-чиво\"
- это крик отчаяния на самом деле.
Вообще-то, весь, \"ГексАген\" -
это альбом симулякров. Каждая песня
по-своему соответствует какому-то
музыкальному влиянию. Но это не
плагиат. По сути, это последний
постмодернистский альбом, после
чего постмодернизм существовать
просто не сможет. И мы поставили
точку на нём.
Ты не боишься, что панки, которые
будут слушать альбом, не поймут
концепции этой работы?
Алексей: Альбом на то и рассчитан.
Он весь и не должен нравиться.
Хорошо, если от него будет переться
тупой человек, или, скажем,
засаженный на Сартре. Скажем, в
песне \"Кровь и сперма\" есть
фраза из Камю, а в \"Империи\"
цитируется Бакунин. Если этого не
заметят, то и Бог с ним. Правда,
говорят, что искусство, которое не
заметили, не имеет права на
существование, но я думаю, что наше
поколение - не такие уж дебилы. Оно
просто делится на не очень
образованных и очень образованных.
ПОСЛЕДНЯЯ СТАДИЯ ДЕФЛОРАЦИИ
Тебе приходилось выступать перед
неадекватной аудиторией?
Алексей: Это же была целая история!
Приехали шведы и устроили конкурс:
кто выиграет, то в Швецию поедет
альбом записывать и будут жить там
на полную халяву. Мы сдуру вписались.
Приезжаем в клуб и начинаем
подрубать, что это за параша. Я
выхожу на сцену, а передо мной сидят
реальные люди, все на брюликах и
бабле. Говорю: \"Здорово, толстые!\"
и тут же бритву достаю и по рукам -
ших! Расстёгиваю штаны - и туда же…
Нас, конечно, со сцены согнали. Там
весь пол был залит отвратительной
смесью, - не то, что кровью, а слизь
такая получилась… противно. Какие-то
бабушки выбежали, начали пол тут же
намывать. А самое смешное, что
вместе с бабушками голые тётки
танцевать выскочили. И Паша Кашин на
сцене. Мы плюнули на это всё и уехали.
И получили третье место. Ха-ха!
Потому, что по-другому они не
понимают.
А кто занял первое место?
Алексей: ВРАГИ, но ни, конечно же,
никуда не поехали.
Как ты относишься к формуле \\"sex,
drugs and Rock-n-Roll\\"?
Алексей: Нет! Я ненавижу рок-н-ролл.
В Выборге был концерт \"Звёзды Рок-н-ролла\".
Мы отказались в нём играть. Во-первых,
мы не звёзды, во-вторых, мы не играем
рок-н-ролл. Если бы было написано \"Звёзды
акробатического рок-н-ролла\", мы
бы сыграли.
Что ты будешь делать, когда
заработаешь много денег?
Алексей: Куплю самолёт, посажу
туда цыган с медведем и устрою
бардак. А когда будем лететь над
Атлантикой, открою иллюминатор и
буду кричать: \"Ха-амы!\"
НИКОНОВ - НАШЕ ВСЁ!
\"Наше всё\" - это что-то вроде
матерного слова, которое может
выражать как крайнюю степень
восхищения, как и глубину \"попадалова\".
Несмотря на \"наше всё\",
Никонов, по сути, трагический
персонаж, глубокий интроверт с
экстравертными замашками пофигиста.
Панк как современная форма юродства
оказался универсален для него, как
для личности и поэта. Его дефлорация
- это потеря веры романтика в
искренность окружающего мира.
Алексей: Я до пятого класса
таким идейным парнем был, на всех
собраниях салют отдавал. \"Четвёртая
высота\" - вот что меня первое
обмануло. Потом началась вся эта
параша, и я голову сорвал. Думаю,
ладно, в честь этого надо начинать
пить и курить. В результате я сейчас
учусь в школе рабочей молодёжи в
десятом классе, потому что мне
приятно с девочками-школьницами
сидеть…